Программы и алгоритмы для начинающих

Просмотров: 439188

Этот раздел ? для тех, кто хочет самостоятельно научиться программированию и тех, кто желает закрепить свои начальные навыки программирования. Здесь содержатся небольшие примеры программ для начинающих, раскрывающие основные конструкции языка Паскаль и содержащие различные широко используемые алгоритмы. Кроме этого, приводятся стандартные ошибки, которые совершают учащиеся в начале обучения.

Раздел рекомендуется для самообучения, повторения пройденного материала и в качестве справочника. Школьники могут использовать материалы данного раздела для подготовки к ЕГЭ по информатике.

Начало

Программы

  1. HelloWorld
  2. Вычисление площади круга
  3. Вычисление A8
  4. Вычисление расстояния между двумя точками на прямой
  5. Вычисление гипотенузы по катетам
  6. Бросание кубиков
  7. Перемена местами двух значений
  8. Выделение цифр из двузначного числа

Возможные ошибки

Условный оператор и оператор выбора

Программы

  1. Минимум из двух значений
  2. Определение четности числа
  3. Состоит ли двузначное число из одинаковых цифр
  4. Упорядочение двух значений по возрастанию
  5. Проверка числа на двузначность
  6. Наименование сезона по номеру месяца
  7. Определение четверти, в которой находится точка
  8. Нахождение корней квадратного уравнения
  9. Словесное наименование сезона по номеру месяца
  10. Определение того, является ли символ цифрой или буквой

Возможные ошибки

Циклы

Программы

  1. Вывод последовательностей 1 2 3 4 5 и 5 4 3 2 1 с помощью разных циклов
  2. Вывод последовательности 1 3 5 7 9 с помощью разных циклов
  3. Сумма и произведение введенных чисел
  4. Вычисление n!
  5. Вычисление an
  6. Вывод цифр числа
  7. Вывод букв английского алфавита
  8. Числа Фибоначчи
  9. Минимум из введенных
  10. Алгоритм Евклида поиска НОД
  11. Вывод таблицы умножения
  12. Определение простоты числа

Возможные ошибки

Процедуры и функции

Программы

  1. Вычисление площади и периметра прямоугольника
  2. Табулирование функции
  3. Функция вычисления an
  4. Функция вычисления n!
  5. Функция, преобразующая цифру к ее словесному наименованию
  6. Функция проверки числа на четность
  7. Функция определения простоты числа
  8. Функция вычисления n-того числа Фибоначчи
  9. Функция определения НОД числа
  10. Процедура вывода таблицы умножения

Возможные ошибки

Массивы

Программы

  1. Ввод и вывод
  2. Заполнение случайными числами
  3. Заполнение арифметической прогрессией
  4. Заполнение степенями двойки
  5. Заполнение числами Фибоначчи
  6. Инвертирование массива
  7. Максимальный элемент в массиве и его индекс
  8. Минимальный четный элемент и его индекс
  9. Запись в новый массив элементов другого массива, удовлетворяющих определенному условию
  10. Слияние отсортированных массивов в отсортированный
  11. Сдвиг элементов влево
  12. Сдвиг элементов вправо
  13. Удаление элемента
  14. Вставка элемента
  15. Подсчет количества элементов, удовлетворяющих условию
  16. Есть ли элемент, удовлетворяющий условию
  17. Сортировка пузырьком
  18. Сортировка выбором

Возможные ошибки

Матрицы

Программы

  1. Заполнение матрицы случайными числами и вывод
  2. Перемена местами двух строк
  3. Поиск минимумов в строках
  4. Поиск максимумов в столбцах
  5. Поиск сумм в строках
  6. Поиск произведений в столбцах
  7. Наличие нуля в матрице
  8. Сумма чисел на главной диагонали
  9. Сумма чисел на побочной диагонали
  10. Заполнение нулями ниже/выше главной диагонали
  11. Заполнение нулями ниже/выше побочной диагонали

Возможные ошибки

Записи

Программы

  1. Ввод и вывод данных о персонах
  2. Поиск в массиве персон по фамилии
  3. Подсчет количества персон с данным возрастом
  4. Выбор из массива точек точки, наиболее близкой к началу координат
  5. Сортировка массива персон по возрасту

Строки и символы

Программы

  1. Определение кода по символу и символа по коду
  2. Преобразование цифрового символа в соответствующее однозначное число и обратно
  3. Преобразование числа в строку и обратно
  4. Формирование строки из n одинаковых символов
  5. Замена всех маленьких английских букв в строке соответствующими большим
  6. Сумма записанных в строке чисел
  7. Количество вхождений подстроки в строку

Возможные ошибки

Новости

19.01.17. Добавлена операция безопасного среза: a?[-1:5:2]

29.08.16. Вышла версия 3.2. Реализован оператор yield.

12.02.16. Вышла версия 3.1. Добавлены кортежи в стиле (a,b) и кортежное присваивание (a,b) := (b,a)

31.12.15. Версия 3.0.0.1128. Реализованы обобщенные методы расширения для операций

Случайная программа

// События мыши. Рисование мышью
// Уровень сложности: 1
uses GraphABC;

procedure MyMouseMove(x,y,mb: integer) :=
  if mb = 1 then
    Circle(x,y,3);

begin
  OnMouseMove := MyMouseMove;
end.